Иногда создаётся такое впечатление, что чем больше тарабарщины кто-то напишет, тем умнее он себя чувствует.
Судите сами:
»Арт-кластер» — это культурное и бизнес-объединение, расположенное на территории бывшей промышленной зоны, которое объединяет выставочное пространство, [u]шоурум[/u], театральную или киноплощадку, аудитории для семинаров, [u]фуд-корты[/u] и прочие подобные элементы
Но речь не об этом, хотя главный герой моего материала — «культурное и бизнес-объединение, расположенное на территории бывшей промышленной зоны», находящейся в самом центре Амстердама.
В европейской столице толерантности,
в городе кафешопов,
легальной проституции,
многочисленных каналов,
домов на сваях,
многочисленных музеев и много чего ещё я бывал много раз.
Сначала (начиная с 1999 года) как турист, потом как автор рекламного фильмика для русскоязычного бюро путешествий, а теперь уже как гид.
Центральную часть города я знаю хорошо, в жилых районах был всего несколько раз, а вот про NDSM слышал многократно, но побывал там впервые только в средине октября 2018 года.
Поэтому в материале конечно будут фото традиционного Амстердама,
но всё же в основном я предложу вам фотоотчёт о «через паром.»
NDSM слышали?
Я слышал, но не видел и решил это положение дел изменить.
Информация на русском ОТСЮДА
NDSM: город-конструктор для художников на месте судостроительной верфи Автор: Мария Кушаковская
Комплекс NDSM в Амстердаме занял место бывшей судоходной верфи,
откуда на протяжении почти всего XX века выходили корабли и гигантские танкеры.
Теперь там kunststad («город искусств») — крупнейший арт-кластер в Нидерландах,
пространство, где у представителей творческих профессий и бизнеса есть возможность общаться,
обмениваться идеями и работать в 15 минутах ходьбы от центра города
История верфи NDSM (Nederlandse Droogdok EN Scheepsbouw Maatschappij) берет отчет в конце XIX века,
когда голландцы начали развивать северную часть города.
Целые кварталы в Северном Амстердаме были построены для размещения сотрудников.
К 1937 году верфь стала крупнейшей в мире: она занимала большую площадь, чем 10 футбольных полей (86 000 кв метров).
Темпы производства были высокими: до шести кораблей в год спускались на воду под громкие аплодисменты толпы.
Со всех сторон можно было услышать стук отбойных молотков.
Наклонные скаты, морские крепления, доки и огромный строительный кран до сих пор напоминают о былом величии.
Сегодня «любители остренькьго» с этого крана…. прыгают
(у меня желания не возникло:roll:)
В 1984 году верфь NDSM обанкротилась и превратилась в огромное пространство с заброшенными цехами и складами.
Постепенно все пустующие здания в юго-западной части NDSM заняли сквоты.
В девяностые годы там нелегально проживали художники и музыканты.
Именно они первыми начали использовать верфь для культурных событий — фестивалей и выставок.
Администрация Северного района Амстердам смогла оценить потенциал огромной территории вблизи центра города
и в октябре 1999 года объявила конкурс на лучший план развития NDSM.
Основной задачей, поставленной перед участниками, было оживление индустриального пространства
и наделение его новыми функциями.
В 2002 конкурс выиграла команда Stichting Kinetisch Noord.
Согласно их проекту, особенность будущего арт-кластера заключалась в объединении художников и менеджеров.
Тут должны были появиться рабочие места, мастерские, лаборатории, места для презентаций, а также художественные галереи, концертные и театральные площадки, студии звукозаписи.
Kinetisch Noord спроектировали большой город-конструктор на основе модульных строений контейнерного типа.
По проекту само здание (20000 кв метров площади и 20 метров в высоту) должно было использоваться как корпус будущего арт-города.
За принципиально небольшие деньги Kinetisch Noord стали сдавать в долгосрочную аренду помещения-контейнеры.
Ответственность за проектирование и разработку отдельных пространств и студий ложилась на плечи самих арендаторов — художников и предпринимателей.
Они могли сами определять затраты и дизайн рабочего пространства.
Информация об аренде мастерской или офиса в шаговой доступности от центра Амстердама на выгодных условиях стала привлекать все новых и новых желающих.
Мы, например, побывали в ателье украинских художниц
Kinetisch Noord координировало и контролировало процесс, создавая сообщество с собственными правилами,
главным из которых было уважительное отношение к соседям и арт-городу в целом.
Никто не мог арендовать место, не являясь частью арт-кластера и его важным звеном.
Такой подход исключал появление случайных людей, позволял укреплять связи и развивать сообщество.
Внутри ангара будущие арендаторы строили отдельные боксы.
Модель, в рамках которой художник инвестирует в свое собственное пространство, оказалась успешной.
При таком формате работы люди берут ответственность за окружающую их среду, ведь они планируют остановиться в арт-кластере на длительный срок.
Арендаторы оказались готовы вкладывать свое время и деньги в NDSM, потому что получали долгосрочные гарантии и видели перспективы развития.
К тому же цены в NDSM были намного ниже, чем в центре города.
Вскоре бывшая верфь стала местом объединения творческой и бизнес-среды.
Постоянное взаимодействие приносило желаемые результаты для обеих сторон: арт-менеджеры знакомились с художниками, студии записи — с музыкантами, театральные режиссеры — с актерами.
Один за другим рождались успешные проекты, и со временем для представителей творческих профессий принадлежность к сообществу NDSM стала своего рода знаком качества.
Всего в NDSM было вложено 13 миллионов евро, не считая денег, потраченных на частные интерьеры.
Из них 10 миллионов — из государственного сектора, например, из фонда Amsterdam Broedplaats и правительства Нидерландов.
3 миллиона NDSM получил от сдачи в аренду складов для коммерческих и культурных мероприятий:
в огромных контейнерах устраивались вечеринки, выставки и фестивали, которые привлекали новых художников, музыкантов и предпринимателей.
Кластер заполнялся, строились новые мастерские.
NDSM из центра андеграундной культуры превратился в коммерчески успешное пространство, где открыла свой офис голландская компания Hema, a MTV и Red Bull организуют церемонии награждения и фестивали.
Цены на недвижимость в районе стали расти, но арендная плата в NDSM до сих пор остается относительно невысокой — 600 евро в месяц за помещение площадью 35 кв метров.
Возможность полностью (от концепции до финального воплощения) реализовать идею в рамках одной площадки стала для молодых и талантливых шансом заявить о себе.
Сейчас в NDSM около 250 студий, где работают художники и дизайнеры, 12 театральных залов, галереи, скейт-парк, звукозаписывающие конторы, хип-хоп-школа, множество ресторанов и кафе.
Успех этого экспериментального проекта оказал влияние на культурный климат не только северной части Амстердама, но и всей Голландии.
Мне повезло с погодой и даже импровизированный пляж вполне себе функционировал.
Если захотите, я с большим удовольствием покажу вам Амстердам традиционный,
и абсолютно необычный.
В альбоме, понятно, фото больше
===================
И в заключение.
в Амстердаме работает (с августа 2016 года) аттракцион — качели на высоте 100 метров.
Сооружение под названием Over The Edge (над краем).
Аттракцион установлен на вершине башни A’DAM Toren высотой 22 этажа, находящейся через пролив от Центрального железнодорожного вркзала вокзалом Амстердама, и открыт для посетителей ежедневно с 9:00 до 22:00.
Крыша — замечательная смотровая платформа с рестораном и кафе.
Вот что написано на сайте, ссылку на который я дал выше.
На крыше башни A’DAM находится Over The Edge — самые высокие в Европе качели.
Этот аттракцион станет для вас частью опыта посещения платформы обозрения A’DAM LOOKOUT. «Сорвиголовы» и любители сенсаций качаются на высоте 100 метров, вперед и назад над краем крыши башни A’DAM с Амстердамом у их ног.
Испытайте уникальный вид на столицу Нидерландов, пока адреналин мчится через ваше тело.
В дополнение к вашему обычным билетам для посещения ADAM LOOKOUT (€ 12,50) вам нужен специальный билет «Over the Edge».
Билет на качелю стоит € 5, и доступен онлайн в кассе ADAM LOOKOUT или на вершине Skydeck.